На Алтае.Ru - региональный информационный портал
Добавить в избранное Сделать стартовой
Березка: бижутерия

Статьи
Мода и красота
Здоровье
Он и Она
Психология
Карьера и успех
Семья
Дом
Секс

Психология

Откуда берутся наши привычки?

Откуда берутся привычки?

Многие, пожалуй, из детства. И привычки питания в том числе. Если вспомнить маленьких детей, то можно подумать, что их отношение к процессу питания, во-первых, бессознательно, и, во-вторых, изначально правильно. Младенец пищит, когда голоден, и не успокаивается, пока его не покормят. Когда он наедается, то отворачивается от груди и засыпает или продолжает сосать, но уже не ест, а просто играет, общается с мамой и получает удовольствие. Ребенок знает, когда надо начать есть, а когда необходимо остановиться. Но что происходит потом, в процессе жизни? В питание начинают вмешиваться окружающие его взрослые люди, которые, по их мнению, «лучше знают» как, когда и что надо съесть.

В ХХ веке во всех учебниках педиатрии и руководствах по уходу за ребенком было написано, что у ребенка должен быть режим. Хочет он или не хочет есть – не важно, так как врачи и воспитатели точно знают, как должно быть правильно. И вот уже в роддоме мать учили кормить ребенка по расписанию(!), независимо от его желания.  Есть такой старый анекдот. Медсестра будит больного: «Больной, проснитесь, доктор назначил вам снотворное». Конечно, взрослым удобнее кормить строго по часам, но вот полезно ли это малышу? И вот уже в конце ХХ века стали говорить, что это одна из самых больших ошибок при уходе за детьми. Естественные сигналы ребенка ломаются, и он перестает понимать, когда действительно он хочет есть, а когда другие хотят, что бы он ел.

Что происходит дальше?

 Вспомните вашего или соседского малыша в два-три года. Вот он сидит за столом и возится в своей тарелке. Что говорят ему родители, бабушки и дедушки? Им некогда, поэтому они торопят его: «Ешь быстрее!». Взрослым кажется, что они лучше знают, что надо есть ребенку: «Ешь все подряд, что ты копаешься, как поросенок»! А знаменитое «пока не съешь, из-за стола не выйдешь» – это вообще классика жанра. «Мужчины должны есть мясо!» «Будешь плохо есть – не вырастешь!» «За папу, за маму…»

Не правда ли знакомые с детства слова? Кого не загоняли с улицы домой: «Иди домой обедать, пока не поешь, гулять не пойдешь». А какой первый вопрос задает бабушка, встречая внука или внучку из садика? Готов поспорить, что в 90% случаев «Ты покушал?» или «Чем  сегодня кормили?». Как будто в садике самое важное не друзья, игры и прогулки, а еда. И маленький человечек тоже начинает думать, что именно это самое важное.

Можно попробовать задаться вопросом, а откуда у наших родителей такие привычки в питании, которые они потом еще и передают своим детям? Родители не стараются навредить осознанно, просто многие из этих идей находятся где-то в бессознательном – родителей тоже так учили. Возможно, такие привычки пошли еще со времени голодного детства наших бабушек и дедушек, ведь и сейчас среди нас многие помнят те годы, когда не хватало еды. Да и вообще, для человека веками стоял вопрос выживания, а выжить – это значило спрятаться, чтоб не убили, и найти еду. Два вопроса всегда были в голове у человека: безопасность и еда. И только последние десятилетия люди в развитых странах получили практически неограниченный доступ к еде, но привычки все равно остались те же.

Можно понять заботу бабушки (скорее всего, неосознанную), когда она запихивает в своего внука котлеты: она ведь знает, что такое, когда нет еды, или продукты по карточкам. Те привычки, которые помогали выживать (есть надо все подряд; есть нужно все, что видишь; чем больше – тем лучше; ешь, пока есть, потом не будет; не съешь быстро – съедят другие и т.д.) бессознательно передаются следующим поколениям. Разница в том, что еды теперь вокруг много, и то поведение, которое раньше спасало человека, теперь губит его, приводя к ожирению. Население развитых стран стремительно полнеет, ученые говорят об эпидемии ожирения. Проблема количества еды на сегодняшний день решена, а отношение к ней не изменилось – люди не приобрели еще бессознательных навыков самоограничения при изобилии пищи.

Глядя на детей, видно, что еда для них – просто еда. Взрослые учат их  (опять же, часто бессознательно) использовать еду в других целях, не по назначению. Наверное, знакомая картина: ребенок упал, плачет, а мама или бабушка, что бы утешить его, дают конфетку. Или за хорошо сделанную работу ребенку дают приз – шоколадку. Какое представление складывается у ребенка? Еда – это утешение, еда это награда и т.д.

Вот реальная история, рассказанная одной женщиной. Было три сестры. Однажды кто-то из родственников привез в подарок куклу. Кукла одна, кому подарить? Решили так: подарим самой послушной – той, которая хорошо кушает! Что решила для себя маленькая девочка, получившая куклу? Наверное, решила, что надо хорошо кушать, чтобы быть для окружающих хорошей и получать подарки. Сейчас эта девочка – взрослая женщина, и всю свою сознательную жизнь она борется с лишними килограммами. Скорее всего, это не единственная причина, но именно этот случай из своего детства она вспомнила во время прохождения группы снижения веса. Прошло много лет, а мысли той маленькой девочки продолжали жить в ее бессознательном.

Родители передают детям те социальные традиции, которыми, не задумываясь, пользуются сами. Например, если праздник – значит надо накупить еды и сидеть целый день за столом, есть все заготовленное. Когда такой праздник бывает раз в год, то на общем фоне нехватки продуктов на вес он, может быть, и не влияет. Но когда такой праздник происходит раз или два в неделю, да еще и на фоне ежедневного изобилия, тогда это прямая дорога к лишним килограммам.

Что же делать взрослому человеку, если его привычки в питании возникли еще в детстве? Опустить руки? Решить, что во всем виноваты родители и ничего уже не исправить? Раз это с детства, то можно так и оставаться на всю жизнь с лишним весом? Действительно, ребенок считает родителей и других взрослых авторитетами. Он учится у них, и многие вещи копирует бессознательно. Но родители ведь на самом деле не хотят зла ребенку и не мечтают о том, что бы он был толстым. Злиться и обижаться на них за неосознанно привитые ими привычки – значит снова поступать по-детски. Ведь взрослый, в отличие от ребенка, может осознавать свои привычки, понимать, нужны ли они ему дальше в его жизни, и менять их.

Привычка – это то, что мы делаем неосознанно, автоматически. Я часто даю участникам группы такое задание: начать осознавать свои привычки и привычки окружающих. Как правило, мамы, у которых есть маленькие дети, или бабушки, у которых маленькие внуки, через некоторое время делятся наблюдениями, как едят малыши, и начинают замечать, что сами, порой неосознанно, учат их есть не правильно.

Полным людям можно предложить такой девиз: «Учитесь у детей!».

Вот рекомендации, которые мы даем относительно питания: надо есть вкусно, разборчиво относится к тому, что лежит в  тарелке, уделять время еде, есть медленно. Все это можно увидеть у малышей, пока взрослые не переучат их.

Большая часть работы в нашей группе снижения веса направлена на изменение привычек. Для этого применяются специальные техники и упражнения. Используя «привычки стройного человека», родители, сознательно или неосознанно, начинают передавать их своим детям. А быть примером детям – это еще и один из самых сильных мотивирующих факторов у людей, снижающих вес.

 

Автор: Доктор Борменталь
Сайт автора: http://www.naaltae.ru/


К списку статей






Каталог
Здоровье
Красота
Шоппинг
Фитнес и спорт
Услуги

Гороскоп

Горящие туры
Рейтинг@Mail.ru